Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Зеленовка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


ООПНШ с. Зеленовка

Введение к основной Образовательной программе начальной школы.
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ с. Зеленовка разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ N 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней общеобразовательной школы с. Зеленовки. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
        По мере введения Стандарта и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.
 
1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки образовательной программы (ОП)
В соответствии с концепцией модернизации  российского образования на период до 2020 г. миссияобщего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. 
Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа.  Она позволяет подчинить входящие в нее виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.
Образовательная программа образовательного учреждения  является свободной формой  гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице  общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она  демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой  программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую  основу для оценки вклада  каждого педагога в образовательные  достижения детей  и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.
 
Нормативно-правовая база для разработки программы
·        Конвенция о правах ребенка
·        Закон РФ «Об образовании»
·        Статус общеобразовательных школы определен в «Типовом положении о типах и видах образовательных школ» (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001 N 196).
·        Устав школы
·        Федеральные государственные образовательные стандарты
·        Федеральный базисный учебный план
·        Коллективный договор между администрацией и коллективом школы. 
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенных уровня и направленности, является образовательная программа (ОП). В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона РФ «Об образовании» ОП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов и пр. ОП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).
В новом стандарте уточнена структура и основное наполнение ОП (Приказ МОиН РФ N 373 от 06.10.2009, раздел 3). Ей уделено принципиальное внимание как посреднику между стандартом и примерной программой, как элементу общественного договора между участниками образовательного процесса.
В соответствии с разделом 3 п. 15 ОП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %). Стандарт ясно указывает (раздел 3 п. 16), что теперь ОП должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
 
 
 
 
 
Режим работы школы
Обучение в школе организовано в одну смену, начало первого урока в 8 часов.
Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели с 6-ым развивающим днем.
Во второй половине дня начинают работу блок дополнительного образования.
Организовано двухразовое питание через комбинат питания.
Прием учащихся в первый класс осуществляется службой, состоящей из школьного медработника, психолога и учителей начальных классов.
В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов – 8 человек.
Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе, продолжительность уроков – 45 мин. (в 1 классе – 35 мин.).
Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четверти по пятибалльной системе оценок.
В школе 3 оборудованных кабинетов начальной школы, имеются игровые зоны для 1 классов, обеденные зоны для учащихся, раздевалки, санузлы.
Учащиеся посещают кабинеты информатики, спортивный зал, актовый зал. Во дворе школы находится спортивная площадка.
Кадровое обеспечение
Количественный состав преподавателей:
В начальной школе работает 3 педагога (не считая учителей  физкультуры, английского языка, руководителей кружков и педагогов ГПД).
Из них постоянно работающих – 3, совместителей – 0.
Высшее образование – 3.
Получают высшее образование – 0.
Средний возраст – 45 лет.
Средний педагогический стаж – 25 лет.
Первая категория – 3.
Кроме того, педагогический коллектив начальной школы активно участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах. Имеет ряд печатных работ. Ежегодно проходит курсы повышения квалификации, что ведет к использованию в работе современных педагогических технологий, формирует коллектив единомышленников.
Таким образом, заметны тенденции роста кадрового потенциала.
Анализ «социального заказа» на предоставление образовательных услуг
Данные проведенного социологического опроса (контингент опрашиваемых – родители учащихся школы) неопровержимо говорят о том, что общество видит Концепция программы разработана коллективом школы на 2011-2015 гг. на основе «социального заказа».
школу 21 века, призванную давать в первую очередь качественное фундаментальное образование.
Таким образом, наша программа отражает потребности личности в получении качественного образования, в ней находят выражение тенденции к фундаментальности, академичности, традиционности.
Однако родительская общественность отмечает и другое. Именно начальное образование следует сориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей младшего школьника. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Таким образом, назначение образовательной программы школы с. Зеленовка в том, чтобы создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.
По мнению респондентов, не менее важными сторонами в деятельности школы должно стать воспитание детей с высокими моральными и духовными качествами. Кроме того, школе следует более активно решать проблемы здорового образа жизни учащихся.
Таким образом, на базе начальной школы необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию социокультурных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.
Ценные сведения для диагностики деятельности школы дает проведение анкетирования, тестирования, опросов среди учителей. Оно позволяет сделать вывод о степени удовлетворенности существующим положением дел. Большинство учителей, считая, что школа хорошая, дающая крепкие знания, с творческим педагогическим составом, не должна останавливаться на достигнутом, а быть постоянно школой «развития», высказывалась необходимость совершенствования образовательной деятельности, закрепление уже имеющегося инновационного режима. Многие педагоги считают необходимым усиление психологической службы школы с. Зеленовка, что способствует обеспечению благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса, развития личности учащихся. Четко прослеживается необходимость изменения содержания и качества дополнительного образования, интеграции основного и дополнительного образования. Иными видятся и задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Весь педагогический коллектив считает, что учитель по отношению к ученику не должен являться источником информации, а становиться организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.       
Итак, сопоставление реального и желаемого в реализации оптимальной образовательной среды привело нас к созданию «сбалансированной» ОП. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного начального образования, а также новые подходы в данной области. Программа не претендует на универсальность. Однако, по убеждению авторов, она поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период младшего школьного возраста или, наоборот, тенденции усложнения технологии, что делает резким переход от игровых форм к собственно учебным.
 
Психологический портрет младшего школьника
 
Основная образовательная программа ГБОУ СОШ с. Зеленовка построена с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
·        с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
·        с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
·        с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
·        с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
·        с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
·        с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
·        центральные психологические новообразования, формируемее на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование связей и отношений объектов;
·        развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы ГБОУ СОШ с. Зеленовка учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
 
Цели и задачи начального общего образования ГБОУ СОШ с. Зеленовка
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ с. Зеленовка является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
·        личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
·        метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
·        предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательной программы ГБОУ СОШ с. Зеленовка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
·        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
·        переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;
·        ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
·        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
·        обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
·        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
 
 
 
 
 
Этапы реализации основной образовательной программы
ГБОУ СОШ с. Зеленовка
Для реализации основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ с. Зеленовка определяется нормативный срок – 4 года, который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.
Основная образовательная программа начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации вне учебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, воспитателей) начальной школы.
Реализация основной образовательной программы начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
·        учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
·        индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
·        игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
·        творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
·        учебно–исследовательской деятельности;
·        трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
·        спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Эти виды учебной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.
Условия для реализации основной образовательной программы, имеющиеся в школе, следующие:
·        средняя общеобразовательная школа с. Зеленовка располагается в муниципальном районе Ставропольский Самарской области. Учредитель средней общеобразовательной школы с. Зеленовка – Министерство образования и науки Самарской области. Полномочия министерства реализуются Центральным управлением минобрнауки Самарской области.
·        школа обеспечивает свою деятельность в тесном контакте с ресурсным центром, обеспечивающим научную психолого-педагогическую и информационную поддержку, осуществляющими внешнюю экспертную оценку качества образования в ГБОУ СОШ с. Зеленовка.
На период реализации основной образовательной программы на начальном этапе общего образования в ГБОУ СОШ с. Зеленовка будут обучаться:
2011-2012 год – 13 человек – 1  класс-комплектов;
2012-2013 год –12 человек – 1 класс-комплектов;
2013-2014 год – 10 человек – 1 класс-комплектов;
2014-2015 год – 15 человек – 1 класс-комплектов.
Образовательный процесс в ГБОУ СОШ с. Зеленовка строится по традиционной системе с использованием учебно-методического комплекта «Школа России».
ГБОУ СОШ с. Зеленовка обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, с:
·     уставом школы с. Зеленовка и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса;
·     их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
 
 
 
 
Документы
Федеральные
Региональные
Муниципальные
Школьные
   Локальные нормативные акты
   График оценочных процедур
   Противодействие коррупции
Финансово-хозяйственная деятельность

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Зеленовка муниципального района Ставропольский Самарской области